Энциклопедия одного слова

"Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий"Константин Георгиевич Паустовский
Проект
«Энциклопедия одного слова»
Текст: Мария Александровна Скорикова

Сколько слов в русском языке? Знаем ли мы значение каждого слова, которое произносим или встречаем в литературе? Над этими вопросами я задумалась и решила, что моим ученикам из шестых классов будет интересно взять одно слово (самое обыкновенное), которое знают все, и создать его энциклопедию!

Конечно, я понимала, что «энциклопедия» в переводе с греческого обозначает «круг знаний», что это издание, объединяющее научные сведения на различные темы и адресованные широкой публике. Чтобы заинтересовать ребят, на уроках русского языка я организовала работу с толковым, этимологическим, словообразовательным, фразеологическим и другими словарями.

Мы узнавали значения различных слов, которые выбрали дети, определяли, из какого языка пришло то или иное слово, сколько у него лексических значений, устаревшее оно или относится к общеупотребительной лексике, как образовалось. Со многими лексическими понятиями познакомились мои ученики. А в ноябре 2023 года все ребята из 6а и 6в классов гимназии №23 приняли участие в проекте по русскому языку «Энциклопедия одного слова».

Вот какие задачи мы ставили перед началом этой сложной, но увлекательной работы:
• привить любовь к русскому языку;
• научиться определять лексическое значение слова с помощью толкового словаря;
• научиться работать с различными словарями: этимологическим, орфографическим, словообразовательным, фразеологическим и др.
• разнообразить работу на уроках русского языка;
• пополнить свой словарный запас.

Для подробного анализа и изучения ребята выбрали следующие слова:

«добро», «зима», «медведь», «ученье», «перо», «друг», «собака», «суд», «башмак», «утро», «трава», «школа». «надежда» и другие.

Объединившись в пары, дети создали свои презентации, в которых указали этимологию слова, подобрали к нему антонимы и синонимы, нашли родственные слова, привели примеры употребления данного слова в пословицах и поговорках, в крылатых выражениях, в фольклоре и художественной литературе, в произведениях искусства.

На заключительном этапе работы ученики представили свои презентации, сопроводив их интересными рассказами о словах. Оформили выставку рисунков, поделились своими впечатлениями от участия в проекте. Словарное богатство языка неисчерпаемо.

Русский язык таит в себе такие возможности, которые позволяют говорящим на нем создавать новые и новые слова. Никакой словарь не в состоянии зафиксировать все имеющиеся в русском языке слова.

Надо помнить о том, какое богатство, какое достояние досталось нам от предков, нужно беречь русский язык, пополнять свой лексический запас, любить наш прекрасный русский язык!